• Издатель журнала «Свое Дело»

С думой – о предпринимательстве

Рубрику ведет наш экономический обозреватель Сергей Мельниченко

DSC9787Без экспертного «вердикта» законопроект не примут
Проекты всех региональных законов, затрагивающие вопросы налогообложения, которые могут ухудшить условия предпринимательской и инвестиционной деятельности, будут приниматься к рассмотрению Законодательной думой только при наличии ОРВ – экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. Полномочиями на подготовку такого «мандата» наделено министерство экономического развития и внешних связей края, при котором создан соответствующий экспертный совет.
С этой целью в закон «О Законодательной думе Хабаровского края» вносятся изменения. Положения об обязательной процедуре ОРВ появятся в статье 23-1, где прописываются сроки и порядок прохождения в парламенте документов «о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств краевого бюджета».
Сейчас они рассматриваются думой по представлению губернатора края либо при наличии его заключения. Если такой проект подготовлен вне стен регионального правительства и не имеет губернаторского заключения, то председатель думы отправляет его высшему должностному лицу для получения положительной или отрицательной оценки. На эту процедуру законом отводится один месяц. А вот на поправки, поступившие к уже принятому депутатами в первом чтении финансовому законопроекту, губернатор дает заключения в течение десяти дней.
Требование об обязательной оценке возможного негативного воздействия новых законов на предпринимательскую и инвестиционную деятельность меняет ныне действующий регламент. И сами проекты, и поправки к ним должны подвергаться предварительной процедуре ОРВ, иметь экспертное заключение, то есть проходить общественное обсуждение. Только при этом условии дума вправе их рассматривать. Если они поступают в парламент без такого «вердикта», то переадресовываются в уполномоченный орган для его получения. На подготовку экспертного заключения максимально отводится 80 рабочих дней.
Также оптимизируются сроки губернаторского заключения на такой законопроект и поправки к нему. Он будет общим – 15 рабочих дней. Этого достаточно, чтобы учесть и выводы, содержащиеся в ОРВ.
Проект, вносящий соответствующие изменения в закон «О Законодательной думе Хабаровского края», 30 июля на очередном заседании регионального парламента одобрен в первом чтении.
Соответствующие изменения, связанные с введением обязательной процедуры ОРВ, внесены в первом чтении также в Устав края и в закон «О правительстве Хабаровского края».
Отметим, что экспертный совет по оценке регулирующего воздействия при министерстве экономического развития и внешних связей края стал действенным инструментом, осуществляющим «фильтрацию» готовящихся региональных нормативно-правовых актов, которые затрагивают интересы предпринимателей, могут привести к фактическому ограничению их прав или увеличению бремени расходов. На сайте минэкономразвития края уже зарегистрировано около 70 независимых экспертов, участвующих в этой работе.
supermarket01Так, в первом полугодии 2014 года данную процедуру прошел 21 проект краевых нормативных правовых актов, пять из них получили отрицательное экспертное заключение. Более того, недавним постановлением краевого правительства, касающимся работы системы ОРВ, предлагается подвергнуть соответствующей экспертизе все подобные нормативные акты, которые ранее не проходили эту процедуру.
И это не все. В обязательном порядке отныне будут подвергаться процедуре предварительного общественного обсуждения и официальные решения органов местного самоуправления края, которые могут ущемить права и интересы бизнеса. Для вступления в силу им также надо пройти через «сито» независимых экспертов. Такой порядок устанавливает новый региональный закон, уже принятый Законодательной думой.
Он называется «О порядке проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Законом устанавливается порядок организации и проведения органами местного самоуправления общественной проверки, анализа и оценки муниципальных актов, которые в той или иной степени касаются предпринимателей и делового климата на подведомственной территории. В итоге это повысит качество местного законотворчества, позволит привлечь к активному участию в подготовке нормативных правовых актов бизнес-сообщество.
Сам механизм публичного обсуждения и согласования – деятельность муниципального полномочного органа, экспертная работа, консультации и устранение разногласий – копирует систему, уже запущенную на уровне субъекта Федерации. Теперь аналогичная модель в соответствии с принятым законом будет внедрена и на муниципальном уровне.
В Хабаровске закон вступает в силу с 1 января 2015 года, в Комсомольске-на-Амуре и муниципальных районах – с 1 января 2016 года, а еще через год его действие распространится на все муниципальные образования края.

Вертикаль для государственных закупок
480140Региональный парламент узаконит централизацию закупок всеми органам государственной власти. Они будут осуществляться конкурентными способами через единый уполномоченный орган – комитет государственного заказа правительства Хабаровского края.
Правительственное постановление о создании комитета, порядке его работы и взаимодействии с госструктурами было принято еще в декабре прошлого года. Он является органом исполнительной власти с полномочиями определять поставщиков товаров и услуг для краевого правительства и министерств, служб и ведомств, казенных и бюджетных учреждений, осуществляющих закупки на открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах и электронных аукционах. Эти формы конкурентного отбора предусмотрены федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг» (№ 44-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Сейчас Законодательная дума принимает закон, который называется «О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Хабаровского края», и тем самым приводит действовавшую ранее правовую базу госзакупок в регионе в соответствие с новым федеральным законодательством в этой сфере.
По словам зампреда краевого правительственного комитета госзаказа Константина Кулумбегова, создание единого уполномоченного органа позволяет проводить госзакупки на профессиональной основе, повышать прозрачность, информационную открытость, развивать конкуренцию среди поставщиков – все процедуры и определение победителей аукционов осуществляются по единым правилам.
Сокращаются бюджетные расходы на подготовку специалистов, так как наиболее квалифицированные кадры, работающие в этой области, сконцентрированы в едином уполномоченном органе, упрощается также административный и общественный контроль над всей системой, через которую проходят колоссальные финансовые потоки из краевого бюджета. Они действительно впечатляют. Как сказал на недавних депутатских слушаниях в региональном парламенте министр экономического развития и внешних связей Виктор Калашников, в этом году из краевого бюджета на закупки направляется 20 млрд рублей, еще 16 млрд выделяются на закупки из бюджетов муниципальных районов и поселений.
Соответствующий региональный законопроект также уже принят думой в первом чтении.

Торговые и офисные комплексы заставят раскошелиться
Владельцы торговых комплексов и офисных центров вскоре ощутят последствия переоценки объектов по кадастровой стоимости. Налог на недвижимость возрастет в десятки раз. Соответствующие изменения фиксируются в законе «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае». Они одобрены 30 июля Законодательной думой в первом чтении.
63_bigНалоговый кодекс РФ наделяет российские регионы правом устанавливать исчисление налоговой базы по налогу на недвижимость организаций от кадастровой стоимости. Правительство края решило воспользоваться этой возможностью для пополнения регионального бюджета. Под новый метод налогообложения подпадают административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, в которых размещаются офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также недвижимое имущество иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
По словам краевого министра финансов Александра Кацубы, был проведен сбор и анализ информации относительно остаточной и кадастровой стоимости имущества в отношении 115 административно-деловых центров и торговых комплексов, чья площадь превышает 1000 кв. м. В работе совместно с экономическим блоком регионального правительства активно участвовали краевые управления федеральной налоговой службы, федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также краевая комиссия по вопросам налогообложения.
По всем этим объектам сумма налога, уплачиваемого по остаточной стоимости недвижимого имущества, составляет на сегодняшний день 77 млн руб. в год. Уплата налога по кадастровой стоимости по ставке 1,5% принесет краевой казне 126 млн. Рост составит 49 млн руб., или 54%.
При этом часть собственников выиграет: у них произойдет снижение налога в среднем на 30%, а у некоторых и вообще в четыре раза. Таково «качество» 29 исследованных объектов. У остальных ситуация иная: сумма налога на недвижимость у них возрастет. У одних – на 10–15%, у владельцев новых офисных и торговых центров, расположенных в престижных и «проходных» районах Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, – в 40 и 50 раз.
Для примера. Один из торговых центров площадью 2500 кв. м, который находится на проспекте 60-летия Октября в Хабаровске, уплачивает сейчас в год 26 тыс. руб. налога на недвижимость. С переходом на кадастровый метод исчисления ежегодная сумма налога на недвижимость составит уже 944 тыс. руб. Если на такой метод исчисления перевести знаменитую швейную фабрику «Комсомолка» из города юности, то вместо нынешних 5 тыс. руб. она будет платить 1,4 млн руб. в год. По всему Хабаровскому району эта цифра ныне составляет 72 тыс. руб., а будет – 1,3 млн.
Налоговая ставка на недвижимость от ее кадастровой стоимости для перечисленных категорий объектов устанавливается в 1,5% на 2015 год и в 2% на 2016-й и последующие годы.
Следуя логической цепочке, с полным основанием можно предположить, что бремя дополнительных расходов будет перекладываться на арендаторов – владельцев бутиков и магазинов, а также фирмы, снимающие помещения под офис. Те, в свою очередь, «вобьют» дополнительные накладные расходы в стоимость товаров и услуг. Так что, в конечном итоге, деньги будут изыматься из карманов рядовых покупателей.
Правда, учитывая «весомость» этого законопроекта для местного бизнеса, депутаты решили создать специальную рабочую группу, которая будет заниматься его дополнительной доработкой ко второму чтению в думе.
Одновременно краевая дума отменяет льготу в виде пониженной ставки по налогу на имущество для благотворительных организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «фактически с 2005 по 2012 годы этими организациями льготы по налогу на имущество не применялись, что свидетельствует об отсутствии их востребованности и эффективности».

Налоговые новшества ждут владельцев авто и патентов
дети-кормят-друг-друга-в-садикеЗаконодательная дума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий в Хабаровском крае ставки по транспортному налогу в среднем на 12%. Новые ставки начнут действовать с января 2015 года.
Региональное министерство финансов, представлявшее проект, вносящий соответствующие изменения в закон «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», объясняет увеличение налоговых ставок необходимостью учета многолетних инфляционных процессов. Дело в том, что они давно не менялись.
С 2007 года не пересматривались ставки транспортного налога на мотоциклы и легковые автомобили с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил, а также на воздушный транспорт, с 2008 года – на грузовые автомобили, легковые машины с мощностью выше 200 лошадиных сил, катера и моторные лодки.
Так, налог на технику мощностью до 100 лошадиных сил увеличится в среднем на 100 руб.,  на автобусы с двигателем более 200 лошадиных сил – на 2500 руб., а на грузовые автомобили – в среднем на 1300 руб. в год.  Это напрямую затрагивает сферу пассажирских перевозок. И муниципалы, несомненно, поднимут вопрос об увеличении бюджетных компенсаций за перевозку льготных категорий граждан. Или о повышении стоимости проездных автобусных билетов.
С 1 января 2015 года перемены коснутся юридических лиц, с 2016 года по новым ставкам начнут уплачивать транспортный налог физические лица.
Еще одно изменение, вносимое в этот закон, связано с установлением нового порядка при расчете потенциально возможного к получению годового дохода индивидуальным предпринимателем, который имеет патент и зарабатывает тем, что сдает в аренду собственные жилые и нежилые помещения, дачи и земельные участки. Минимальный и максимальный размер потенциально возможного дохода по каждому отдельному объекту будет варьироваться от 120 000 руб. до 10 600 000 руб. соответственно. Как сказано в пояснительной записке, соответствующее изменение «вносится с целью ограничения произвольного толкования установленных норм закона при определении налогооблагаемой базы для применения патентной системы налогообложения при сдаче в аренду жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков».

Частный сектор и дошкольное образование
Частный сектор уверенно расширяет и обживает свою «нишу» в дошкольной образовательной сфере Хабаровского края. За три года число индивидуальных предпринимателей, оказывающих детсадовские услуги, выросло в 12 раз. Об этом говорилось на «правительственном часе» в Законодательной думе, где обсуждались вопросы доступности дошкольного образования.
Еще, казалось бы, недавно в этой области работали всего 14 предпринимателей, сейчас – 180. Они открыли детские воспитательные группы в шести муниципальных образованиях – в Хабаровске, Хабаровском, Солнечном, Амурском, Бикинском и Верхнебуреинском районах, сейчас на их попечении около 1800 малышей. Работают также 18 частных детсадов – негосударственных дошкольных организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
Так, муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске на 2014–2015 годы» предусмотрено субсидирование части затрат предпринимателям, занятым в сфере услуг детского дошкольного образования и содержания детей дошкольного возраста. По 100 тыс. руб. ежегодно получают не менее 20 человек. Деньги выделяются на аренду помещения, на оплату коммунальных услуг, электроэнергию, телефонной связи, приобретение оборудования, детских игр, оплату услуг приглашенных узких специалистов.
Финансовая поддержка оказывается также из краевого бюджета в рамках соответствующей государственной образовательной программы. В конце прошлого года 14 индивидуальных предпринимателей, подавших заявки на получение субсидий, получили 4,9 млн руб. Одним из условий предоставления финансовой поддержки стало снижение родительской платы.
«Целенаправленная деятельность по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования началась в Хабаровском крае в 2010 году, – сказала министр образования и науки края Алла Кузнецова. – Предпринимателям оказываются финансовая, информационная, налоговая, научно-методическая и другие виды помощи в рамках государственно-частного партнерства. В этой работе активно задействованы Дальневосточный научный центр местного самоуправления, краевые министерства образования и науки, экономического развития и внешних связей, комитет по труду и занятости правительства края, администрации муниципальных образований, где принимаются нормативные акты по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, открывающих частные детские группы и детсады.
Хабаровский край является пилотным регионом России по развитию негосударственного сектора в этой сфере. Наш опыт по поддержке индивидуального предпринимательства в области дошкольного образования одобрен Наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив под председательством Президента РФ Владимира Путина и распространяется в других регионах страны».

Комментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

2017 Журнал "Свое дело"