• Издатель журнала «Свое Дело»

Диагноз: хронический дефицит

В региональном парламенте рассматривается проект краевого бюджета

Проект закона «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» уже принят Законодательной думой в первом чтении. К середине декабря депутаты должны утвердить этот законодательный акт окончательно. Вполне возможно, что в текст еще будут внесены поправки, но кардинальных изменений бюджетных параметров, судя по всему, не произойдет.

SL702926Вот «сухие» цифры, которые, я думаю, не нуждаются в особых разъяснениях и комментариях.
Итак. Общий объем доходов бюджета, согласно представленным расчетам, составит в 2015 году 66,981 млрд руб., в 2016-м – 69,838 млрд, в 2017 году –
72,757 млрд руб. Общий объем расходов по годам составит соответственно 80 млрд, 78,283 млрд и 82,23 млрд руб. Дефицит регионального бюджета по годам будет выглядеть так: 13,024 млрд руб., 8,445 млрд и 10,166 млрд руб.
При этом основным источником финансирования дефицита, как и в предыдущие годы, останутся банковские кредиты. Так, в 2015 году планируется привлечь займов в сумме 25,867 млрд, в 2016 году – 28,232 млрд, в 2017 году – почти 32,5 млрд руб. Погашение кредитов по годам будет также возрастать. В 2015 году эта сумма превысит 16 млрд, в 2016-м составит 19,8 млрд, а в 2017-м достигнет 22,2 млрд руб.
Объем трансфертов краю из федерального бюджета запланирован на 2015 год в сумме 8,8 млрд руб., что составляет 60,3% к уровню 2014 года, на 2016–2017 годы эти цифры составляют соответственно 8,5 млрд и 8 млрд. Это 96,5% и 94,2% к уровню предыдущего периода.
Как говорится в пояснительной записке, представленной региональным министерством финансов, ко второму чтению законопроекта «объем трансфертов из федерального бюджета будет скорректирован в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с одновременным уточнением по расходам». Следует понимать, что сумма межбюджетных трансфертов может вырасти, а значит, и основные параметры проекта пересмотрят в сторону увеличения. Но надежды, как известно, не всегда сбываются.
DSC_0142Представители парламентских фракций КПРФ и ЛДПР голосовали против принятия нового трехлетнего бюджета в его нынешнем виде, предложив отправить проект на доработку. В частности, по их мнению, чрезмерное увлечение коммерческими кредитами для финансирования расходной части бюджета может привести к разбалансировке бюджетной системы края, нарастанию финансовых проблем в регионе.
Кстати, подобные опасения высказывались и в прошлом году, когда в краевой думе утверждался бюджет на нынешний год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Напомню, что это был первый трехлетний программно-целевой бюджет региона, принятый Законодательной думой. Так вот оказалось, что дефицит краевого бюджета нынешнего года втрое превысит первоначальный показатель. Это следует из данных, которые приводятся в «Оценке ожидаемого исполнения краевого бюджета за 2014 год», подготовленной региональным министерством финансов. Этот документ входит в блок материалов, которые сопровождают проект закона «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» при внесении его в Законодательную думу.
При принятии региональным парламентом бюджетного закона в декабре прошлого года планировалась сумма дефицита в 5,6 млрд руб., практически она составит в этом году 17 млрд 60 млн. Такой «взлет» объясняется «ухудшающейся макроэкономической ситуацией в регионе», что ведет к сокращению рентабельности ведущих отраслей промышленности края и, в конечном итоге, к уменьшению собственных налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. По этой причине растут объемы новых банковских займов, львиная доля которых сразу уходит на обслуживание и погашение предыдущих кредитов. Как видно из названных выше цифр, долговая спираль по годам неуклонно раскручивается.
DSC_0141Финансовые трудности подстегнули создание в Хабаровском крае единой бюджетной структуры. Все муниципальные образования обязаны перейти на программно-целевой принцип формирования местных бюджетов. Соответствующий проект закона, подготовленный региональным министерством финансов, уже принят Законодательной думой в первом чтении. Он называется «Об особенностях утверждения решением представительного органа муниципального образования Хабаровского края о бюджете муниципального образования Хабаровского края на очередной финансовый год и плановый период распределения бюджетных ассигнований и ведомственной структуры расходов бюджета».
За длинным названием документа кроется переход на единый формат составления проектов местных бюджетов, которые по структуре будут соответствовать районному и краевому бюджетам, составляемым на трехлетний срок – на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Соответственно распределяются бюджетные ассигнования: по программным и внепрограммным направлениям деятельности с определением главных распорядителей бюджетных средств. Обязательное утверждение программного формата, по мнению разработчиков законопроекта, «позволит в полной мере реализовать преимущество программно-целевого принципа формирования местных бюджетов» и их стыковки с районной и краевой бюджетной вертикалью, которая, в свою очередь, аналогичным способом «контактирует» с федеральным программным бюджетом.
Дело в том, что сегодня софинансирование бюджетных расходов на всех уровнях производится только на основе программно-целевого принципа. Каждый участник этой финансовой лестницы, начиная от сельского поселения, вкладывает в каждый конкретный проект, заложенный в программе, свою денежную долю. И чем крупнее участники, тем, как правило, солиднее их вклады.
Начиная с 2014 года край, все городские округа и муниципальные районы перешли на трехлетнее программное бюджетное планирование. Тогда же впервые утвердили аналогичные бюджеты 186 сельских поселений. Присоединение к этому ряду оставшихся 28 сельских поселений и будет означать 100-процентный «охват».

Сергей Дмитриев

Комментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

2017 Журнал "Свое дело"