• Издатель журнала «Свое Дело»

Зарабатывать, помогая другим

«Социальное предпринимательство и перспективы развития рынка социальных услуг в Хабаровском крае» – так звучала тема круглого стола, посвященная в основном обсуждению положения Федерального закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

_DSC4633Тема разговора очень актуальна, поскольку затрагивает интересы многих. Тем более закон вступит в силу 1 января 2015 года. Важно то, что в соответствии с этим правовым актом предприниматели, которые ведут социальный бизнес, могут рассчитывать на государственную поддержку.
Модератором круглого стола по праву назначили Нину Поличку, которая является научным руководителем Дальневосточного центра инноваций социальной сферы. Кроме того, она эксперт Общественной палаты Российской Федерации, доктор педагогических наук и кандидат физико-математических наук.
Начиная разговор за круглым столом, она отметила, что успешный бизнес невозможен, если социальная среда вокруг неблагоприятная. Все ли благополучно в нашей жизни, если люди в поисках лучшей доли уезжают в другие страны, если не каждая мама может устроить ребенка в детский сад? В социуме много проблем, которые нужно решать, в том числе с помощью предпринимателей. Помнится, в 90-е годы в нашей стране произошло разгосударствление экономики. Теперь пришло время для подобного процесса в социальной сфере.
Далеко не все понимают термин «социальное предпринимательство». А это деятельность, направленная на решение конкретных, осязаемых социальных проблем, приводящая к устойчивым позитивным изменениям в обществе. При этом прибыль от такой деятельности реинвестируется, а не распределяется между акционерами предприятия. Социальные предприниматели, будь то организации или частные лица, могут работать в разных сферах, реализуя социальные проекты в рамках своей основной деятельности – здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, социальном обслуживании населения, в оказании услуг. Наиболее емким описанием социального предпринимательства, пожалуй, будет такое обозначение: зарабатывать, помогая другим. Причем это не благотворительность, а помощь по принципу «дать удочку, а не рыбу».
_DSC4644И государство сегодня поддерживает такие инициативы, поскольку органы власти решить все социальные проблемы общества никогда не смогут в принципе. Поэтому в 2010 году в правовые акты Минэкономразвития России был официально внесен термин «социальное предпринимательство», который сегодня определяется как деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем. Кроме того, Минэкономразвития России стало финансово поддерживать регионы, которые занимаются развитием социального предпринимательства, выделяя для этого федеральные субсидии.
Из таких средств можно оказывать финансовую поддержку предпринимателям, которые обеспечивают занятость инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до семи лет, сирот, выпускников детских домов, людей пенсионного возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Финансовую помощь могут получать и предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг по профессиональной ориентации и трудоустройству социально незащищенных граждан, их социальному обслуживанию, предоставлению образовательных услуг и по другим направлениям.
Поскольку социальное предпринимательство – это инновация, то очевидно, для внедрения ее в регионах необходима соответствующая инновационная инфраструктура. И Минэкономразвития России предоставляет регионам возможность получить федеральную субсидию для создания центров инноваций социальной сферы. Хабаровский край воспользовался такой возможностью. В результате создан Дальневосточный центр инноваций социальной сферы (ДВЦИСС), и второй год на вложенные краевые 500 тысяч рублей получает 2 млн рублей федеральной субсидии на обеспечение своей деятельности. Чем занимается краевой ДВЦИСС? Во-первых, его сотрудники выявляют социальные проблемы в крае, к решению которых можно привлечь социальных предпринимателей и социально ориентированные некоммерческие организации, и информирует об этом заинтересованных лиц. Во-вторых, находят или сами разрабатывают наиболее оптимальные решения этих проблем. В-третьих, способствуют тому, чтобы данные решения претворялись в жизнь.
_DSC4655Вот несколько примеров реализации поставленных задач. Одной из актуальных социальных проблем в нашем крае является нехватка мест в детских садах. По данным органов статистики, на 1 января нынешнего года детей дошкольного возраста (от 0 до 6 лет включительно) в крае насчитывалось 122 738, в том числе от 1 года до 6 лет – 104 062. Из них (от 1 года до 6 лет) 65 100 детей посещают муниципальные детские сады (62,5%). Вместе с тем по Конституции РФ дошкольное образование у нас «общедоступно и бесплатно». Очевидно, что построить столько новых детских садов, чтобы обеспечить всех детей дошкольным образованием, невозможно. Кроме того, у нас есть маленькие сельские поселения, где никогда не было детских садов и не будет, потому что это нерентабельно и в бюджетах никогда не найдется столько денег.
Что делать? Развивать социальное предпринимательство в сфере дошкольного образования, что и делают специалисты ДВЦИСС уже несколько лет. А работа эта очень непростая, потому что в системе образования предпринимателей никогда не было, да и законодательство в сфере образования такое, что «там ни друг, ни враг не пройдет». Зачастую общество не готово к таким формам работы и не желает, чтобы в многоквартирных домах работали частные детские сады. Много проблем с правоохранительными и надзорными органами, которые привыкли работать с муниципальными детскими садами, а этот новый бизнес для них как «неопознанный летающий объект». Поэтому специалистам ДВЦИСС приходится обучать предпринимателей и чиновников, курирующих работу дошкольной системы образования, защищать предпринимателей в судах от соседей и от органов власти; разрабатывать и вносить поправки в нормативные правовые акты, в которых созданы административные барьеры для предпринимателей.
Другой пример. В госпрограмме Хабаровского края «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности» написано, что около 70% всех преступлений в крае совершается лицами, ранее их совершавшими. Это означает, что из 3000 лиц, ежегодно освобождающихся из мест заключений в крае, 2100 обратно туда возвращаются. Почему так происходит? Оказалось, что в колонии многие заключенные овладевают очень востребованными специальностями, но могут трудиться только в качестве наемных работников. Однако не многие организации готовы взять на работу человека, вышедшего из мест заключения. При этом во многих сельских поселениях края жители не могут получить элементарные бытовые услуги (пошить, постричься, отремонтировать). В результате деньги, приходящие в поселения в виде зарплаты учителей, врачей, полицейских, краевых и муниципальных чиновников, не могут быть потрачены на месте, money lender online потому что за бытовыми услугами население вынуждено ехать в большие города. При этом, несмотря на существующую потребность, на селе фактически не осталось организаций бытового обслуживания, которые бы могли взять на работу бывшего заключенного. Но если бы он сам занялся индивидуальным предпринимательством в сфере бытовых услуг, то работа на селе для него бы была.
_DSC4639Предлагается научить лиц, которые готовятся к выходу из мест заключения, основам самозанятости. Тогда, освободившись, они могли бы зарегистрироваться в центрах занятости, получить субсидию на создание собственного дела и создать себе рабочее место. Специалисты ДВЦИСС разработали концепцию системы вовлечения в самозанятость лиц, выходящих из мест заключения, в которой должны совместно работать учреждения ФСИН, центры занятости и органы местного самоуправления.
Есть надежда, что инновационный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поможет решить эти и другие проблемы социальной сферы. Ведь в этом правовом документе впервые поставщиками payadvance социальных услуг названы «юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели». А к полномочиям органов власти края отнесены «разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг». Это означает, что 1 января 2015 года в крае должен открыться огромный новый рынок – рынок бюджетных социальных услуг, и, соответственно, появятся новые возможности для малого и среднего бизнеса.
Министерству социальной защиты края для запуска нового закона предстоит провести огромную работу по формированию перечней, стандартов и финансовых механизмов бюджетных социальных услуг, которые они готовы выставить на рынок. Все это надо согласовывать с предпринимательским сообществом, потому что большинство чиновников, которые никогда не работали в бизнесе и не знают его специфики, зачастую ошибаются при правовом регулировании и создают административные equity loan interest rates барьеры, которые потом приходится «героически» преодолевать предпринимателям.
Все предложения по совершенствованию социального предпринимательства отражены в резолюции Третьей краевой конференции instant laons предпринимателей.

Александр Томин

Комментарии

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы cash flow system оставить комментарий.

2017 Журнал "Свое дело"